Религия восточных
славян | Древняя масленница |
Русальная неделя |
Таусень | Коляды
| Происхождение названия РУСЬ | Словарь
|Таблица богов
КОЛЯДЫ
И РОЖДЕСТВО
Зимнее солнцестояние
Давно
известна склонность христианской церкви воровать чужие праздники.
Так, например, в свое время христианская церковь присвоила себе
праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе – день рождения
Непобедимого Солнца –dies natalis Solis invicti), проходивший
в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного
бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.
Митра был одним из самых популярных богов восточного происхождения.
Учением и обрядностью культ митры напоминает не только культ Великой
Матери, но и христианство. Сходство было настолько очевидным,
что многие христианские богословы истолковывали его как козни
дьявола.
Евангелия ни одним словом не упоминают о дате рождения Христа,
поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали. Однако, со
временем, египетские христиане стали считать Рождеством 6 января.
Обычай праздновать эту дату распространился к 4 веку по всему
Востоку. Но в начале 4 века Западная церковь установила в качестве
подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась
и восточная церковь.
Дата 7 января возникла во времена введения григорианского календаря
в России – нового стиля, во времена прихода к власти большевиков
и появилась она от того. Что православная церковь не пожелала
изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила
отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз
и есть 7 января нового стиля. Таким образом, дата 7 января – дата
явно надуманная; реально же имеет смысл праздновать рождение бога
25 декабря, в дни зимнего солнцестояния. Как это и делали задолго
до христианства, которое приспособило этот праздник для себя.
В древнем Египте, истоки религии которого теряются во тьме третьего
тысячелетия до Рождества Христова, в районе 25 декабря справлялся
праздник в честь Осириса, умирающего и возрождающегося бога, единого
со своим сыном Гором, как Христос был един со своим отцом. Есть
у Осириса и другие общие черты со своим столь знаменитым последователем
– оба они судят души умерших в загробном мире, оба они умерли
и воскресли после своей смерти.
Календарная мифология кельтских народов разработана весьма подробно.
Последняя декада декабря – один из самых священных периодов. С
захода Солнца 20 декабря начинаются священные «Дни Змеи». Считалось,
что в течении трех дней – 21-го, 22-го, 23-го декабря, Солнце
находится в преисподней (в Аннуне), где оно претерпевает очищение
от всех грехов старого года и 24-го декабря утром восходит новое,
чистое Солнце. В этот день кельты отмечали новый год и окончание
«Дней Змеи», рождение нового Солнца. Три темных дня полагалось
проводить, предаваясь аскезе, с трепетом ожидая рождения нового
светила, зато 24-го праздник отмечался очень ярко и весело.
Сходным образом отмечался праздник зимнего солнцестояния и у германцев.
Назывался он Йуле (от англ. Yule, от др.-сканд. Iul – «колесо»).
То есть, это праздник коловорота (солнцеворота), как и у славян;
и праздновался он приблизительно с середины декабря до самого
конца месяца (современного конечно). Считалось, что в этом периоде
содержится весь последующий год, который рождается как раз в это
время.
То,
что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признает Блаженный
Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день
не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто
сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла
решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря
для того, чтобы перевести религиозное рвение «язычников» с Солнца
на собственного бога.
Как
отмечали праздник на Руси в языческие времена? Зимние праздники
начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил
название «карачун». После него начинались обряды, посвященные
душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения,
в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы
души предков «грелись». Даждьбог – податель тепла и света рождается
именно в день зимнего солнцестояния. С 25 декабря по 6 января
проходили Святки. Наиболее известным элементом, связанным с которым,
являются колядования и святочные гадания. Традиция гадания, которая
сохранилась до сих пор, очень легко объясняется, если вспомнить
веру кельтов и германцев в то, что во время зимнего солнцестояния
граница между миром видимым и миром невидимым (миром богов и духов)
становится наиболее тонкой и поэтому в это время легче всего получить
ответ от богов посредством гадания именно в это время. Согласно
современной реконструкции славянского языческого календаря, Коляда
– имя ипостаси Даждьбога-Солнца: на это указывает корень «коло»
в имени Коляда и обычай печь блины и круглые лепешки – символы
Солнца в праздник Коляды (Замещен Рождеством Христовым).
Так что же за праздник справляется на самом деле, Рождество? Да,
мы справляем именно Рождество, в этом нет никакого сомнения; мы
справляем рождение нового года, нового света, нового Солнца, которое
возвращается к нам обновленным после смерти в преисподней, неся
с собой новые силы, свет и тепло предстоящей весны.
Религия восточных
славян | Древняя масленница |
Русальная неделя |
Таусень | Коляды
| Происхождение названия РУСЬ | Словарь
|Таблица богов