Мой мир

 
 

Религия восточных славян | Древняя масленница | Русальная неделя |
Таусень | Коляды | Происхождение названия РУСЬ | Словарь |Таблица богов

Купала
День летнего солнцестояния

Праздник Купалы принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных» праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром.
В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью» (Коляда – «рождение» и «отрочество», Великдень (Масленица) – «юность», Купала – «зрелость», Таусень – «старость», Коляда – «смерть» и «рождение»). Периоду «зрелости» соответствуют и такие понятия как «брак», «женитьба» и др.
Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий – летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния – это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7-1- дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала.
Подвижность точной даты и учет ближайшего полнолуния определяют своеобразный характер всего праздника – помимо конкретной даты Купальской Ночи имеет место и так называемая «Купальская неделя», «Русальская неделя» или «Русалии». Кстати, «неделя» здесь понятие не строго календарное – в реальности она может длиться и две, и три календарных недели.
Один и тот же принцип определения дат праздников используется для всех праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками солнечного календаря (два солнцестояния и два равноденствия).

Сутью купальской обрядности является мистический брак Ярилы и Мокоши – Неба и Земли, Солнца и Луны, Огня и Воды, Мужского и женского начал. Немаловажный элемент действа – Род. Одним из символических проявлений Рода (уместным в купальной обрядности) является фаллос (ярун) – символ потенциальной плодородности.
Идол Рода, уместный для праздника Купала, может (вернее даже должен) иметь до некоторой степени фаллические очертания, сохраняя, тем не менее, абстрактный характер. Но и любой столб, поставленный вертикально, может являться Символом (идолом) Рода. Уместно акцентировать универсальность и всепроникающую сущность Родового начала, путем нанесения на Идол Рода трех глубоких насечек, опоясывающих Идол и символизирующих три Мира – Правь (верхний), Явь (средний) и Навь (нижний). В таком случае Род трактуется как «Родовой столб» - «Мировая ось».
Основной формой мистического брака является соединение Огненной и Водной стихий. Кульминацией их «свадьбы» является скатывание с высокого склона горящего колеса (мужское начало) в воду (женское начало).
Сами участники праздника – парни и девушки – также являются «живыми» символами мужского и женского начал. Отсюда и характерная для праздника Купалы некоторая фривольность в поведении участников. В древности, дети, зачатые во время купальских празднеств, считались самыми смелыми и сильными воинами.

Примерный сценарий праздника

На высоком берегу реки устанавливают Идол Рода, чуть ниже – Идол Велеса. Около Идолов подготавливают по костру. Также готовится высокий Купальский костер, через который потом будут прыгать участники праздника.
Готовится Коло – деревянное колесо (желательно с восемью спицами), символизирующее Солнце. Деревянное Коло обматывают тряпками и обливают маслом. В ступицу колеса вставляется длинный шест.
Также для праздника следует приготовить факелы и подобие личины медведя.
На краю поляны устанавливают заранее срубленное молодое Купальское Деревце (береза или верба), которое девушки украшают разноцветными лентами и цветками. В образе Дерева почитается Мать-Земля. Около устанавливается кукла Ярилы, сделанную из соломы и тряпья.
Действо начинается ближе к закату. Участники, принимая по кругу медовуху из одной чаши, приносят славления и купальские обращения к Роду. Этим завершается торжественное начало всей купальской мистерии. Затем в сопровождении свадебных песен на поляну выносится Деревце и кукла Ярилы – празднуется их «свадьба». Участники водят хороводы вокруг «пары». Вдруг кто-то из присутствующих выхватывает Купальское Деревце и бежит к реке, охраняемый своими сообщниками. Начинается борьба за Деревце. Кульминация – оно топится в реке. Ветки Деревца, доставшиеся участникам во время борьбы, сохраняются ими как символ плодородия.
С наступлением ночи участники праздника выстраиваются в шеренгу и торжественно с факелами шествуют в сторону реки, неся перед собой чучело Ярилы. В конечной точке пути навстречу процессии выходит страшный Медведь и требует «откуп». Медведь обещает «заломать» всех участников шествия, а Ярилу оставить у себя, не отпустив в Ирий, если непрошенные гости не уважат его и не ответят на вопросы и загадки. Участники (кто не смог ответить) «откупаются» деньгами (мелочью), разбрасывая ее вокруг себя. Далее куклу Ярилы водружают на Купальный костер и оплакивают ее.
Участники праздника, распрощавшись с куклой, т.е. отдав дань Смерти, торжественно зажигают Коло от Купального Костра и несут его к обрыву. Коло под аккомпонимент бубнов, гуслей, песнопений скатывается по склону в реку – символизируя мистический Брак Ярилы и Матери-Земли, Огня и Воды, Мужчины и Женщины.
На поляне вокруг Купальского Костра начинаются веселые игры и забавы, воцаряется атмосфера разгульного веселья. Когда костер достаточно прогорит – начинаются прыжки через костер и хождение по углям.
После игр и пира праздник переходит в свободную фазу. Кто продолжает веселиться у костра, кто убегает играть в «салки» в лес, кто идет искать папоротник.



Религия восточных славян | Древняя масленница | Русальная неделя |
Таусень | Коляды | Происхождение названия РУСЬ | Словарь |Таблица богов

 
Copyright ©2009 Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено.

 

Hosted by uCoz