Религия восточных
славян | Древняя масленница |
Русальная неделя |
Таусень | Коляды
| Происхождение названия РУСЬ | Словарь
|Таблица богов
Купала
День летнего солнцестояния
Праздник
Купалы принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных»
праздников в году. В нем принимало участие все население, причем
традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа,
как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром.
В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью»
(Коляда – «рождение» и «отрочество», Великдень (Масленица) – «юность»,
Купала – «зрелость», Таусень – «старость», Коляда – «смерть» и
«рождение»). Периоду «зрелости» соответствуют и такие понятия
как «брак», «женитьба» и др.
Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух
астрономических событий – летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим
к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния – это
главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22
июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние
близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7-1- дней вперед),
то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется
в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто
Купала, но Великая или Сильная Купала.
Подвижность точной даты и учет ближайшего полнолуния определяют
своеобразный характер всего праздника – помимо конкретной даты
Купальской Ночи имеет место и так называемая «Купальская неделя»,
«Русальская неделя» или «Русалии». Кстати, «неделя» здесь понятие
не строго календарное – в реальности она может длиться и две,
и три календарных недели.
Один и тот же принцип определения дат праздников используется
для всех праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками солнечного
календаря (два солнцестояния и два равноденствия).
Сутью
купальской обрядности является мистический брак Ярилы и Мокоши
– Неба и Земли, Солнца и Луны, Огня и Воды, Мужского и женского
начал. Немаловажный элемент действа – Род. Одним из символических
проявлений Рода (уместным в купальной обрядности) является фаллос
(ярун) – символ потенциальной плодородности.
Идол Рода, уместный для праздника Купала, может (вернее даже должен)
иметь до некоторой степени фаллические очертания, сохраняя, тем
не менее, абстрактный характер. Но и любой столб, поставленный
вертикально, может являться Символом (идолом) Рода. Уместно акцентировать
универсальность и всепроникающую сущность Родового начала, путем
нанесения на Идол Рода трех глубоких насечек, опоясывающих Идол
и символизирующих три Мира – Правь (верхний), Явь (средний) и
Навь (нижний). В таком случае Род трактуется как «Родовой столб»
- «Мировая ось».
Основной формой мистического брака является соединение Огненной
и Водной стихий. Кульминацией их «свадьбы» является скатывание
с высокого склона горящего колеса (мужское начало) в воду (женское
начало).
Сами участники праздника – парни и девушки – также являются «живыми»
символами мужского и женского начал. Отсюда и характерная для
праздника Купалы некоторая фривольность в поведении участников.
В древности, дети, зачатые во время купальских празднеств, считались
самыми смелыми и сильными воинами.
Примерный сценарий праздника
На
высоком берегу реки устанавливают Идол Рода, чуть ниже – Идол
Велеса. Около Идолов подготавливают по костру. Также готовится
высокий Купальский костер, через который потом будут прыгать участники
праздника.
Готовится Коло – деревянное колесо (желательно с восемью спицами),
символизирующее Солнце. Деревянное Коло обматывают тряпками и
обливают маслом. В ступицу колеса вставляется длинный шест.
Также для праздника следует приготовить факелы и подобие личины
медведя.
На краю поляны устанавливают заранее срубленное молодое Купальское
Деревце (береза или верба), которое девушки украшают разноцветными
лентами и цветками. В образе Дерева почитается Мать-Земля. Около
устанавливается кукла Ярилы, сделанную из соломы и тряпья.
Действо начинается ближе к закату. Участники, принимая по кругу
медовуху из одной чаши, приносят славления и купальские обращения
к Роду. Этим завершается торжественное начало всей купальской
мистерии. Затем в сопровождении свадебных песен на поляну выносится
Деревце и кукла Ярилы – празднуется их «свадьба». Участники водят
хороводы вокруг «пары». Вдруг кто-то из присутствующих выхватывает
Купальское Деревце и бежит к реке, охраняемый своими сообщниками.
Начинается борьба за Деревце. Кульминация – оно топится в реке.
Ветки Деревца, доставшиеся участникам во время борьбы, сохраняются
ими как символ плодородия.
С наступлением ночи участники праздника выстраиваются в шеренгу
и торжественно с факелами шествуют в сторону реки, неся перед
собой чучело Ярилы. В конечной точке пути навстречу процессии
выходит страшный Медведь и требует «откуп». Медведь обещает «заломать»
всех участников шествия, а Ярилу оставить у себя, не отпустив
в Ирий, если непрошенные гости не уважат его и не ответят на вопросы
и загадки. Участники (кто не смог ответить) «откупаются» деньгами
(мелочью), разбрасывая ее вокруг себя. Далее куклу Ярилы водружают
на Купальный костер и оплакивают ее.
Участники праздника, распрощавшись с куклой, т.е. отдав дань Смерти,
торжественно зажигают Коло от Купального Костра и несут его к
обрыву. Коло под аккомпонимент бубнов, гуслей, песнопений скатывается
по склону в реку – символизируя мистический Брак Ярилы и Матери-Земли,
Огня и Воды, Мужчины и Женщины.
На поляне вокруг Купальского Костра начинаются веселые игры и
забавы, воцаряется атмосфера разгульного веселья. Когда костер
достаточно прогорит – начинаются прыжки через костер и хождение
по углям.
После игр и пира праздник переходит в свободную фазу. Кто продолжает
веселиться у костра, кто убегает играть в «салки» в лес, кто идет
искать папоротник.
Религия восточных
славян | Древняя масленница |
Русальная неделя |
Таусень | Коляды
| Происхождение названия РУСЬ | Словарь
|Таблица богов